В Российской Федерации по данным среднего варианта прогноза Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста увеличится с 2016 года по 2025 год с 24,6 процента до 27 процентов и составит 39,9 млн. человек.
По состоянию на 1 января 2021 года в Российской Федерации функционировали 1243 организации, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме (для взрослых), где проживали свыше 251 тыс. человек.
Таким образом, вопросы социального обслуживания граждан занимают одно из важных мест в системе социальной защиты. Однако, несмотря на постоянную деятельность государства по созданию условий надежной социальной защиты и улучшению социального положения граждан старшего поколения соответственно происходящим в обществе изменениям, отмечаются значительные региональные различия положения пожилых людей, а многие вопросы в сфере социального обслуживания граждан остаются неразрешенными.
Анализ федерального и регионального законодательства, постановлений правительства, приказов министерств и ведомств, регулирующих систему социального обеспечения пожилых людей в России, в отрыве от непосредственной деятельности домов-интернатов, пансионатов, и прочих организаций, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме (далее – Учреждения), представляется не самым эффективным методом выявления проблематики отношений в этой сфере.
В связи с чем, с целью обнаружения корневых проблем и типичных потребностей, возникающих в деятельности Учреждений, в 2021 году Благотворительный фонд «Помощь пожилым» провел всероссийское социологическое исследование общественного мнения руководителей Учреждений.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно условно выделить следующие группы проблем и трудностей, с которыми в той или иной мере сталкиваются Учреждения:
неудовлетворительное техническое состояние зданий учреждений, обусловленное хронологическим возрастом объектов и их физическим износом;
соотношение штатной численности домов-интернатов и количественного состава пожилых людей, пребывающих в учреждении; дефицит сотрудников и медицинского персонала;
недостаточное материально-техническое обеспечение, в том числе медицинским и специальным оборудованием;
несоответствие качества продукции, закупаемой по системе госзакупок, потребностям пожилых людей;
избыточная бюрократическая отчетность и проверки со стороны контрольно-надзорных органов.
В продолжение социологического исследования, в целях определения механизмов, направленных на совершенствование законодательного регулирования системы социальной помощи пожилым людям, и выработки соответствующих рекомендаций и предложений правотворческим органам, мы дополнительно просим вас ответить на следующие вопросы:
Какие конкретно действующие положения законов и иных нормативно-правовых актов препятствуют нормальному функционированию и развитию сферы социальных услуг пожилым людям? В чем это выражается?
Какие изменения в действующей системе оказания социальных услуг пожилым людям, за исключением дополнительного государственного финансирования, на Ваш взгляд, позволят качественно изменить их уровень?
Как Вы оцениваете уровень взаимодействия государственных органов, некоммерческих организаций и частных лиц (коммерческих организаций) в процессе оказания социальных услуг пожилым людям?
Какую из этих составляющих (государственную, некоммерческую или коммерческую частную), на Ваш взгляд необходимо развивать? Какие меры будут этому способствовать? Какие законы и/или иные нормативно-правовые акты (их отдельные положения) необходимо для этого принять и/или изменить?
Напоминаем, что к нормативным правовым актам, устанавливающим основные положения политики государства в отношении пожилых людей, относятся, в том числе:
1) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг. Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей соцуслуг, предусмотрено ведение реестра поставщиков и регистра получателей.
2) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Закон определяет правовые, экономические и организационные основы охраны здоровья граждан, их права и обязанности в данной сфере, гарантии их реализации. Закон также закрепляет полномочия и ответственность властей, права и обязанности медицинских организаций, фармацевтических и медицинских работников.
3) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ и закрепляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Положениями закона четко установлена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты инвалидов, определены основы финансирования реабилитационных мероприятий.
4) Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Цель контрактной системы - внедрение единого прозрачного цикла формирования, размещения государственного заказа и исполнения государственных контрактов.
При осуществлении закупок предоставляются преимущества не только организациям инвалидов, малому бизнесу, но и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Для обеспечения прозрачности закупок создана единая общедоступная информационная система. В ней размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков, библиотека типовых контрактов, каталоги товаров (работ, услуг), результаты мониторинга и аудита закупок и многое другое.
5) Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 ноября 2014 г. N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений"
Определены общие требования к деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений.
Социальные услуги могут предоставляться на дому и (или) в полустационарной, и (или) в стационарной форме. Подразделяются на социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, срочные. Получателям должны быть обеспечены надлежащий уход, безопасные условия проживания и предоставления услуг. Организациям необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические нормативы. Кроме того, им следует формировать общедоступные информационные ресурсы, обеспечивать открытость и доступность данных о своей деятельности.
Закреплены рекомендуемые нормативы штатной численности организаций, оснащения оборудованием для оказания услуг.
6) Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1915 "О реализации в субъектах Российской Федерации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности"
В 2020-2024 гг. в отдельных регионах, участвующих в создании системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, реализуется пилотный проект по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг гражданам в возрасте 65 лет и старше, в т. ч. проживающим в сельской местности. Регионам выделяются трансферты на выполнение проекта. Частные клиники будут получать гранты в форме субсидий.
Частные клиники будут заключать соглашения с медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения. Страховые медицинские организации будут информировать застрахованных у них лиц в возрасте 65 лет и старше о реализации пилотного проекта и возможности получения медико-социального патронажа на дому.
7) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»»
Разработаны новые единые санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, к оказанию гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, а также услуг в области культуры, досуга и спорта, к продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд.
Установлены требования к водоснабжению, воздухообмену, к освещению, к сбору отходов, к уборке помещений, к пищеблокам, душевым и т. д.
8) Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 444-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Скорректированы Законы об ипотеке, о потребительском кредите и об исполнительном производстве. Поправки предусматривают защиту социальных выплат граждан от списания в счет погашения задолженности, в т. ч. по потребительскому кредиту (займу), а также по исполнительным документам.
В частности, в перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание в рамках исполнительного производства, включены все социальные выплаты, осуществляемые на основании актов Президента и Правительства, социальные выплаты беременным женщинам, а также денежные выплаты малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в т. ч. на основании социального контракта.
Под этой записью, пожалуйста, оставляйте комментарии, какие части федеральных законов, упомянутых выше, вы хотели бы изменить. После этого мы направим ваши предложения в соответствующие инстанции.
На основе ваших ответов и мнений будут подготовлены предложения субъектам законодательной инициативы по вопросам о совершенствовании законодательства в части материально-технического обеспечения учреждений, осуществляющих социальное обслуживание граждан, организации их структуры, государственных мер в отношении получателей социальных услуг и пр.
Ознакомиться с полным текстом правок можно по ссылке: https://fond60.ru/upload/iblock/ec4/5i12x6vhlg442dg6aezc1isnf35ca3qx.pdf