Пожилые люди, несмотря на снижение физических и умственных способностей с возрастом, продолжают стремиться к благополучию и комфорту. Система долговременного ухода (СДУ) позволяет пожилым людям со значительными ограничениями жизнедеятельности получать уход и поддержку, которые помогут им жить в соответствии с их потребностями.
Система долговременного ухода включает в себя различные услуги, предназначенные для удовлетворения потребностей человека в области здравоохранения или личной гигиены в течение короткого или длительного периода времени. Эти услуги помогают людям жить максимально независимо и безопасно в то время, когда они больше не могут выполнять повседневную деятельность самостоятельно.
Большая часть долговременного ухода обеспечивается на дому родственниками или опекунами пожилого человека. Он также может быть предоставлен в учреждении, например, доме престарелых, интернате для пожилых, пансионате для пенсионеров.
Наиболее распространенным типом СДУ является помощь в повседневной деятельности (купание, уход за собой, питание и передвижение).
Люди часто нуждаются в долговременном уходе, когда у них есть серьезные проблемы со здоровьем. Потребность в уходе может возникнуть внезапно, например, после сердечного приступа или инсульта.
Система долговременного ухода предполагает помощь для двух категорий лиц:
1. для тех, кто нуждается в уходе:
— дети (до 18 лет);
— взрослые;
— пожилые люди 60-80 лет;
— пожилые люди 80+.
2. для тех, кто ухаживает.
Трудно сказать, кому может понадобиться уход. Есть несколько факторов, увеличивающих риски необходимости оказания долговременного ухода:
1. Возраст
Риск обычно увеличивается по мере того, как люди становятся старше.
2. Пол
Женщины подвергаются более высокому риску, чем мужчины, в первую очередь потому, что они часто живут дольше.
3. Семейное положение
Помощь одиноким пожилым людям необходима чаще, чем людям, проживающим с семьей.
4. Образ жизни
5. Состояние здоровья.
Основные этапы включают в себя:
I. Выявление – процесс «входа» клиента в систему. То, каким образом человек получает информацию о возможностях.
Ранее система работала по заявительному принципу, когда человеку необходимо было самостоятельно внедряться в систему и попросить помощь.
Выявлением занимаются службы социального обслуживания, медицинский персонал, система образования, ПФР, МЧС, сообщество, религиозные организации и НКО.
Преимущества:
«+» система видит тех, кто не может заявить о своих потребностях самостоятельно;
«+» повышаются шансы на полную реабилитацию;
«+» способствует межведомственному сотрудничеству.
II. Типизация – оценка объема необходимой помощи.
Традиционно считается, что люди, не состоящие на попечении какого-либо специального учреждения, осуществляющего уход за пожилыми людьми, не нуждаются в помощи.
Ключевым моментом СДУ является мысль о том, что помощь и объем должны быть достаточны в любых условиях, в которых бы не находился человек – право выбора на полноценную жизнь.
Типизацию проводит обученный специалист совместно со специалистами из социального учреждения или специализированной некоммерческой организации.
Цели ухода, состояние человека, его ресурсы и услуги фиксируются в двух документах: ИППСУ – индивидуальная программа предоставления социальных услуг; ИПУ – индивидуальный план ухода.
III. Уход и сопровождение – компенсация ограничений жизнедеятельности.
На данном этапе происходит обеспечение человека различными видами услуг: социальные сервисы (центры дневного пребывания, социальный патронаж, прокат ТСР, проживание в стационаре/сопровождаемое проживание), медицинские сервисы (медицинский патронаж, специализированная помощь), прочие сервисы (правовая помощь, психологическая помощь, помощь в образовании и трудоустройстве), сервисы для тех, кто ухаживает (школы ухода, правовая и психологическая поддержка).
За период пилотного проекта процедуру типизации прошли более 150 тыс. граждан
Обучено 2300 специалистов типизации (из сотрудников комплексных центров)
Более 200 НПА в 18 субъектах
Открыто более 120 школ ухода в 18 субъектах РФ
Запущено более 50 центров дневного пребывания в соответствии с новой методологией
Открыто более 80 пунктов ТСР с расширенным перечнем средств ТСР в 18 субъектах
11% получателей социальных услуг в стационарах РФ охвачены пилотным проектом (33 тыс. человек)
148 стационаров провели системную работу по улучшению обслуживания.